Активные формы обучения в преподавании истории: Revision

Активные формы обучения в преподавании истории

Активные формы обучения в преподавании истории

Последнее обновление 1368 дней назад от пользователя Салаева Елена Владимировна

                                                                       АВТОРЕФЕРАТ

тема: «Активные формы обучения в преподавании

истории»  

  

Размышляя о педагогической деятельности...

Говорят, ничто в жизни человека не происходит зря ..., все связано единой врученной ребенку при рождении нитью... Вообще, мне кажется, что каждому в этом мире определена какая - то основная роль и, выполняя эту работу, человек получает удовлетворение, а иногда (правда довольно редко!) испытывает минутки счастья.

Я - учитель. Меня готовило к этому поприщу общение в семье, активное участие в жизни школы, книги.

Дух романтики, витавший в нашем доме, видимо, постепенно переселился в меня. Сколько мы путешествовали - то в луга и на озеро, то в деревню, в лес, то Москву! В нашей семье часто звучали стихи Симонова, Маяковского, Есенина, Пушкина, которые мастерски и от всей души декламировали папа и мама.

Я много читала. И что удивительно, мне с 12 лет попадались под руку книги педагогической направленности: Макаренко «Флаги на башнях», Медынского «Повесть о юности», А. Лиханова "Мой генерал" и др. Может быть, это было связано с тем, что моя мама педагог? До сей поры у меня сохранилась тетрадка, куда выписывала я заинтересовавшие меня мысли. "Поступок порождает привычку... "Я не просто проглатывала информацию, я ее осмысливала, рассуждения и выводы записывала в дневник.

А совсем недавно я открыла, что моя любовь к геометрии- дисциплине, которая развивает логику и необходимость аргументации, тоже пригодилась в работе с детьми - ведь только так можно суметь не сломать волю человека, а убедить его.

В школе я очень любила литературу, но жизнь распорядилась иначе и поэтому художественные образы я лишь использую на уроках истории, чтобы ребята могли ярче, эмоциональнее представить эпоху.

Вообще, за годы моей преподавательской работы, у меня сложился даже собственный стиль общения с ребятами, в основе которого - следующие правила:

1. Зная, что история это фонарь, который светит там из прошлого, освещая дорогу в будущее, убеждать детей в том, что изучать историю им необходимо, т. к. это поможет им не совершить глупых ошибок.

2. Зная, что в жизни не бывает исключительно белого и черного цветов, в ней все относительно и имеет полутона и оттенки, учить ребят рассматривать все события и явления с разных сторон и в развитии.

3. Зная, что истина рождается в споре друзей, учить студентов дискутировать.

4. Зная, что человек плохо воспринимает информацию от того, кому не доверяет, строить свои отношения с детьми на демократических началах, не унижая, а наоборот поддерживая успешность студентов.

5. Зная, что корни происходящего сегодня, нужно искать в прошлом, учить студентов анализировать, выстраивать параллели, прогнозировать.

6. Зная, что прочнее оседает в мозгу и осмысливается информация, облеченная в образы, насыщать уроки наглядностью, использовать литературные произведения, художественные и учебные фильмы.

7. Зная, что память человеческая небезгранична, не требовать от студентов механического запоминания дат и мельчайших подробностей событий, а учить их работать с историческими источниками, размышляя, сопоставляя, анализируя их.

8. Зная, что работа, не получившая оценки, по мнению студентов, выполнена зря, стремиться к проверке всех домашних заданий и разнообразию форм контроля знаний.

Урок! Его величество Урок!

В техникуме урок несет больше возможностей, чем в школе - он длиннее по времени, позволяет углубиться в вопрос и использовать несколько видов деятельности. Очень люблю проводить уроки - размышления. По сути, они обычные комбинированные. Учитель излагает материал, но при этом формулирует вопрос, ответ на который может быть неоднозначен. Кроме того, студенты выступают с 1-2 небольшими сообщениями опережающего характера. Нередко в конце урока завязывается и дискуссия. Например, при изучении темы "Гражданская война" предлагаю ребятам подготовить сообщения о В.И. Чапаеве, Н.А. Колчаке, Н.И. Махно, а после изучения основного материала, выступлений и заслушивания ответить на поставленный в начале урока вопрос: "Бывают ли на гражданской войне герои?"

Вместе выясняем суть понятия "герой', затем студенты высказывают свои позиции, аргументируя их, приводя примеры.

Активный настрой урока создает благоприятный психологический климат, помогает научиться уважать не только себя, но и мнение сокурсника. Многие наиболее подготовленные студенты на таких уроках пытаются проводить параллели с современностью и приходят к выводу, что все нерешенные политические и экономические проблемы начала 20 века Россия пытается решить до сих пор.

"Идея, воплощенная в персонажи, доступнее для разумения" О.Бальзак

История, растворенная в литературе, становится напитком мудрости. В наше время научить и приучить подростков читать дополнительную литературу важно не только для расширения их кругозора, но и для овладения навыками самообразования.

Весь педагогический опыт говорит о том, что изучение истории через беллетристику необходимо, т. к. повышает интерес к изучению предмета, расширяет знания, ведь такой образности, конкретности, колорита эпохи, таких переживаний и раздумий не могут дать ни учебник, ни урок.

Привлечение художественной литературы повышает доказательную силу изложенного в учебнике. К доводам логического порядка (факты, аналитические справки) добавляются сила и убедительность художественного образа.

Руководствуясь этими рассуждениями, постепенно приучаю ребят к чтению дополнительной художественной литературы. Сначала читаю небольшие отрывки из произведений на уроке сама. Например, использую страницы романа А. Толстого "Петр I" при изучении России в 17 начале 18 века. Затем предлагаю студентам найти материал самостоятельно. Например, перечитать страницы "Войны и мира" Л.Н. Толстого, дающие описание партизанского движения, Бородинского боя, совета в Филях и использовать эти сведения в своих ответах.

Кроме того, в течение учебного года студенты — первокурсники выполняют такую творческую работу. Из предложенного мною списка художественно — исторической литературы они выбирают одно произведение.

При его прочтении составляют информационную закладку, в которой указывают страницы и суть описываемых исторических событий. Далее, соединяя описание эпохи, изложенное в учебнике и в прочитанной книге, оставляют отзыв о художественно — историческом произведении.

Такая работа помогает студентам аргументировано, эмоционально выступать на уроках, отстаивая свою позицию и, вообще, лучше понять общественные проблемы, приобщиться к миру прекрасного, повышает уровень их нравственности.

Учение через обучение

Давно заметила, что лучше учится тот, кто пытается объяснить другому сложный материал. Причем это подстегивает даже слабых студентов. Именно доверие ответственного дела побуждает их использовать все имеющиеся у них ресурсы.

Поэтому довольно часто практикую работу в парах. Так, изложив на уроке по теме "Последствия модернизации. Развитие демократического движения в индустриально развитых странах в начале 20 века" материал об особенностях этого процесса в Европе, даю задания: прочитать по учебнику и подготовиться к объяснению соседу по парте

I вариант — как шел процесс становления партии эсеров;

II вариант — как шел процесс становления РСДРП.

Следующий урок начинается с взаимного объяснения материала, на что ходит 5 — 7 минут. Затем студенты прочитывают тексты учебника по только что изложенному вопросу, устраивают взаимный опрос и определяют общие и различные черты этих партий.

Материал, как правило, усваивается прочно, т. к. используются все три основных вида деятельности:

"Расскажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я научусь"

(Восточная мудрость)

"Ракурс"

Термин этот словарь толкует так: «Необычная перспектива, возникающая в зависимости от угла зрения ". Термин фотографов и киношников. А я так назвала исторический кружок. Разве мало в нашей истории "белых пятен" — мест, очертания и составляющие которых не ясны, т.к. не укладывались они в «прокрустово ложе» исторической науки определенного периода и факты оказались не изученными до конца? Анализом этих фактов, вопросов, периодов мы и занимаемся на занятиях.

Каждый студент здесь может поднять интересующую его проблему: подготовив сообщение, выступить, изложив собственную позицию; оспорить мнение оппонента и покритиковать даже мнение ученого.

 Вообще, целью своей в этом начинании я считаю необходимость показать студентам неоднозначность оценок событий разными авторами, а также развитие у ребят исследовательских навыков и умения культурно дискутировать.

Как радостно видеть, что пришедшие в начале года "петушки ", стремившиеся лишь перекричать соседа по парте, к началу II семестра овладевают навыками публичного выступления и при помощи фактов и других доказательств могут убедить соседа, склонить его к своей точке зрения.

Особенно нравится мне организовывать изучение некоторых вопросов путем перекрестной дискуссии. Например, на заседании кружка обсуждается вопрос "Был ли готов СССР в 1941 году к войне с Германией? ". На I этапе после изучения разнообразных материалов студентам предлагается заполнить таблицу, приводя в ней аргументы "за" и "против ". Затем методом "жужжания пчелы" идет обсуждение этого вопроса в парах и четверках. Далее студенты определяют свою позицию и расходятся в два лагеря. Наступает момент истины — собственно полемика. Причем каждый из участников, в соответствии правилами, может перейти в лагерь противников, если они его переубедили. В конце дискуссии подводятся итоги. Иногда дискуссия перерастает в настоящий бой, где рефери (из сомневающихся студентов) присуждает очки за убедительность доводов.

На заседаниях кружка задействуется весь арсенал мыслительных навыков ребят, а результатом могут стать не только сформированные знания, но и убеждения, и удовлетворенность совместной продуктивной деятельностью.

"Что? Где? Когда?"

Каждый преподаватель знает, какой глубокий след оставляет в памяти студентов внеурочная работа. Как надолго запоминают они экскурсии, концерты, игры!

Наверное это происходит потому, что участие в таких мероприятиях —дело добровольное, к тому же способствует расширению кругозора и создает особый настрой — состояние праздника. Особенно ярко это проявляется, когда в рамках "Недели истории" я провожу серию игр "Что? Где? Когда?".

Для  этого в техникуме по моему заказу соорудили нехитрое оборудование в виде игрового стола, один студент принес свою детскую игрушку — "волчок", другой сделал записи соответствующей музыки.

Каждая учебная группа I курса представляет команду из шести интеллектуалов. Сначала проводятся отборочные туры, по результатам которых определяется лидер.

В финале могут играть несколько команд, причем ведущий определяет цену каждого вопроса. По сумме набранных баллов определяется команда — победительница.

Ценность таких игр в том, что у студентов активизируется ум, проявляются такие лучшие качества, как честность, благородство, самопожертвование в пользу коллектива, создается настрой на поиск оптимальных решений, в конце концов, игры сплачивают ребят, создают у них положительные эмоции ("Ура!', "Эврика!" выкрикивают во время игры).

В целом, игра решает три задачи: воспитательную, образовательную и развлекательную. Она чему-то учит, воспитывает определенные качества у игроков, привлекает внимание многих студентов - зрителей.

 

 

Специфика труда учителя состоит в том, что ему постоянно приходится принимать новые решения, обновлять свои знания, составлять новые планы ведения уроков, зная, что каждый ребенок и каждый детский коллектив - неповторим. А поскольку современному обществу нужны люди самостоятельно, критически мыслящие, умеющие видеть и творчески решать проблемы, учитель стремится развивать и у студентов самостоятельность, поисковые умения, способность применять знания в различных жизненных ситуациях.